Объективы. Часть 3: Широкоугольные объективы

Начиная с этой статьи, мы рассмотрим основные типы объективов, их специфические характеристики и способы использования. Более того, мы покажем несколько нестандартных идей для съёмки.

Ультра-широкоугольники


Объективы с ультра-широким углом идеальны для панорамных, захватывающих дух снимков, монументальной архитектуры и вообще больших объектов, находящихся в экстремальной близости к нам.

Благодаря своему ультра-широкому углу, эти объективы позволяют втиснуть в кадр больше сюжета. Особенно это актуально в случае с обширным объектом, как, например, архитектура. Они также незаменимы при работе в тесном пространстве, например, при съёмке интерьеров. Для близко находящихся объектов снимок получается с явной выраженной дисторсией (искажение перспективы) к углам картинки. В тоже время удалённые объекты выглядят неестественно маленькими и даже могут "потеряться" в кадре.

Кроме того, ультра-широкоугольниками можно получить картинку с чрезвычайно большой ГРИП, даже не зажимая диафрагму. И они лишены проблем (шевелёнка) при съёмке "с рук". Зато проблемным может быть ручной фокус, поэтому рекомендуется использовать автофокус, блокировку фокуса и перекомпоновку кадра.

Будьте внимательны при съёмке панорам, где много-много неба: камера может ошибиться и недоэкспонировать кадр.

Среди ультра-широкоугольных объективов присутствуют, как фиксы (например, 14, 16, 18 и 20 мм от Никона), так и зумы (например, 10-20 мм от Сигмы или 17-40 мм от Кэнона).

Использование ульра-широкоугольных объективов

Стандартное использование: панорамные объекты

Нестандартное использование: карикатуры и шаржи - результат дисторсии


Рыбий глаз (фиш-ай)

Существует два типа объективов "рыбий глаз": круговые и полнокадровые. У первых угол составляет 180°, а результирующая картинка получается как бы сферическая и остальное пространство кадра - чёрное. Полнокадровые же фиш-ай стараются заполнить этой сферической картинкой весь кадр, но и угол зрения у них меньше. Типичное фокусное расстояние кругового фиш-ай около 8 мм, а у полнокадрового - 15-16 мм.

Существуют конверторы типа фиш-ай, которые подходят для многих компактных камер. Рекомендуется избегать дешёвых конверторов для цифровых зеркалок, поскольку качество конечной картинки может быть плохим.

Фиш-ай идеально подходит для фотографирования архитектуры, пейзажей и интерьеров. Особенно любопытны круговые панорамы неба, а также гротескные портреты или крупноплановые портреты спортсменов в движении, например, скейтбордистов или лыжников.

Широкоугольники

Широкоугольные объективы легки на вес и поэтому идеальны для путешествий, особенно, если вы хотите фотографировать пейзажи. Благодаря своему широкому углу, эти объективы - отличный выбор для съёмок пейзажей и архитектуры, интерьеров и групповых портретов. Снимки, сделанные широкоугольником имеют большую глубину резкости. Однако, именно поэтому фотографии могут казаться перегруженными деталями. Кроме того, резкость может падать к углам кадра.

Для фотографирования пейзажей, когда необходима закрытая диафрагма и минимальное ISO, рекомендуется использовать штатив, по уровням которого следим, чтобы горизонт был ровным.

Широкоугольные фиксы позволяют фокусироваться даже на небольших расстояниях, что делает их весьма гибкими в использовании.

Стандартное использование широкоугольников: пейзажи.


Нестандартное использование

  • Природа: обычно для живой природы используют телеобъектив. Но широкоугольник позволяет показать объект съёмки в своей естественной среде.
  • Спорт: широкоугольник придаёт снимку театральность. Используем это свойство для создания динамичных спортивных сцен. Приблизимся к объекту как можно ближе и как можно плотнее кадрируем снимок.
  • Крупный план: многие широкоугольные фиксы, да и некоторые зумы тоже, могут фокусироваться на очень малых расстояниях. Используем их для съёмки листьев, цветов и природных фонов.
  • Портреты: Широкоугольники позволяют снимать портреты с очень близкого расстояния, придавая снимку интимность. Они также превосходны для фото с нестандартным ракурсом.


Советы по использованию широкоугольников

  • В большинстве видоискателей сцена не видна на 100%. Внимательно просматривайте снимок на LCD, чтобы убедиться, что отсутствуют какие-нибудь нежелательные детали у границ кадра.
  • Из-за своего ширококго угла эти объективы подвержены бликованию. Используйте бленду или просто приставьте руку козырьком к краю объектива, чтобы не допустить попадания излишнего света. Проверьте на LCD, что засветка отсутствует.
  • Если держать камеру на уровне живота, то никто и не заметит, что вы снимаете: получится компромат сюрприз! Установим фокус на бесконечность и экспозицию вручную (выдержка от 1/125 и быстрее).

Читайте также

Часть 1: Основные элементы объектива. Фокусное расстояние. Кроп-фактор  

Часть 2: Диафрагма и ГРИП  

Часть 4: Телеобъективы  

Часть 5: Макро и стандартные дискретники  

Часть 6: Использование  

Часть 7: Типичные проблемы объективов  

Часть 8: FAQ по объективам и уход за ними

Оригинал статьи на итальянском языке опубликован в журнале Digital Camera Magazine №48 (март, 2007). Иллюстрирующие фотографии взяты из оригинальной статьи.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список фотостоков, которые я рекомендую

Состаренный текст

Как превратить дневной пейзаж в закат